Методическая копилка воспитателя. Рожковская Наталия Александровна
Бытует мнение порой,
Что примитивней нет работы,
И может справиться любой:
Какие в ясельках заботы?!
На самом деле все не так,
Ведь ясли – это в мир дорога.
Так важен в жизни первый шаг!
Зависит все от педагога!
Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности.
В последнее время много сделано для возрождения педагогики раннего детства: созданы новые программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена – современного профессионального воспитателя.
Почему так велика роль воспитателя?
Воспитатель – раскрывает таланты, пробуждает любознательность, учит трудолюбию, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет.
На основании этого для детей разработано перспективное планирование, включающее в себя:
- режим дня;
-перечень оздоровительно- закаливающих мероприятий;
-расписание игр- занятий на неделю;
-циклограмма совместной и самостоятельной деятельности в режимные моменты;
-содержание работы по образовательным областям;
- работу с семьей.
Специфические особенности раннего детства предъявляют к воспитателю массу требований.
1. Воспитателю необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.
2. Крайне важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает, т.е. воспитатель может выражать ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его личность.
3. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т.е. сочувствие и сопереживание. Это качество позволяет войти во внутренний мир другого человека и понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чем он умалчивает.
Эти требования необходимы для каждого дошкольного педагога, но применительно к раннему возрасту приобретают особую значимость, т.к. в этот период сфера отношений ребенка со взрослым в воспитательном плане выходит на первый план.
4. В этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь от воспитателя требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.
5. Умение находить индивидуальный подход к каждому ребенку – важное требование к воспитателю. В раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные ко всей группе. Им нужен взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, т.е. личное внимание и персональное обращение взрослого.
6. Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Всякие призывы к послушанию, инструкции, объяснение правил оказываются бесполезными, т.к. дети до 3лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней ребенку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состоянию малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Из этого следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.
7. Воспитатель в группах раннего возраста должен уметь играть. Игра – является универсальным методом воспитания маленьких детей. Она требует непременного участия взрослого, который не только передает детям необходимые правила и способы игровых действий, Но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
8. Определенные требования предъявляются к речи воспитателя в общении с детьми.
Она должна быть:
- по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее;
-эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;
- правильной, отчетливой, неспешной;
-понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;
- более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и по форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.
Таким образом, педагог должен стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей бала ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом, удовлетворять запросы и родителей и общества.
Конспект развлечения для группы раннего возраста "В гостях у бабушки"
Дети с воспитателем заходят в зал, и садятся на стульчики.
Ведущая: Что это за домик, в доме свет горит,
На окошке котик серенький сидит.
Бабушка Арина в домике живёт,
Наших ребятишек в гости к себе ждёт!
Ведущая заходит за ширму или домик, надевает платок, берёт корзинку, снова выходит к детям.
Бабушка: Здравствуйте, внучата, милые ребята! Здравствуйте, гостями будьте. Знаете, кто на моем дворе живет? Всех вам сегодня покажу. Живет у меня кот Васька.
Ждём мы с котиком гостей,
Будет полон дом друзей!
Ну-ка котик, выходи, на ребяток погляди!
Позовите его.
Дети зовут «Кис-кис»
Достаёт из корзинки котика-игрушку.
Бабушка: Уж ты, Котенька -коток,
Котик, серенький хвосток,
Поздоровайся с детьми,
Сколько деток, погляди!
Бабушка: А кто про кота Ваську Расскажет?
Ребёнок: Как у нашего кота
Шубка осень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Пальчиковая игра «Бабушкины внуки»
Стала бабушка гостей созывать
Стала милая гостей созывать (Дети хлопают в ладоши)
И Тимоша приходи, и Антоша приходи, (Загибают пальчики)
Да и Проша приходи, и Митрошу приводи.
А уж Ванечка, моя лапочка, ну пожалуйста!
Стала бабушка гостей угощать.
Стала милая гостей угощать. (Хлопают)
И Тимоше пирожок, и Антоше пирожок,
Да и Проше пирожок. (Загибают пальчики).
И Митроше пирожок,
А уж Ванечке, моей лапочке – мятный пряничек!
Исполняется песня «Котик- киска»
Игра «Кот и мыши»
Бабушка: Живёт в моей корзинке курочка – хохлатка.
Она по двору гуляет, зёрнышки собирает.
Песня – инсценировка «Цыплята»
Бабушка: А ещё есть Петушок, очень звонкий голосок.(достаёт петушка из корзинки)
Очень рано он встаёт деткам спать он не даёт.
Бабушка: А вы про петушка что расскажите?
Ребёнок: Идет, идет. Петушок,
Набок гребешок,
Красная бородка, костяная головка.
Сам рано встает
И другим спать не дает
На заборе сидит,
Больше всех кричит.
Песня «Петушок»
Бабушка: Ой, ребятки, угадайте-ка загадку.
Кто мой дом сторожит, под порогом лежит,
На чужого лает, в дом не пускает?
Ответ детей.
Бабушка достаёт из корзинки игрушку, собачку.
Бабушка: Ну-ка пёсик, чёрный носик, на крылечке повернись,
Ребятишкам покажись! (Пёсик танцует в руках у бабушки)
Бабушка обращается к Пёсику.
Бабушка: Мы с детишками сейчас начинаем перепляс!
Ты же пёсик посиди, на ребяток посмотри!
Пляска «Весёлый каблучок»
Бабушка: Я для вас ребятушки, напекла оладушки.
Деток угощаю, к чаю приглашаю.
Песенка-потешка «Ладушки»
Бабушка: А теперь нам пора прощаться, в свою группу возвращаться.